Смысл и бессмыслица Болонской системы

By admin - Last updated: Wednesday, June 16, 2010 - Save & Share - One Comment

 Powered by Max Banner Ads 

Прислали мне на почту статью. Не могу сказать что согласен с автором полностью, но статья интересная и актуальная.

Смысл и бессмыслица Болонской системы
Немного истории

Корни все более проникающей в европейские университеты болонской реформы намного длиннее в историческом плане, чем многие себе представляют. Фундаментом ее стала Великая Хартия Университетов (Magna Charta Universitatum), принятая в итальянском городе Болонья в 1988 году. Цель этой Хартии заключалась в том, чтобы европейские университеты развивались в одинаковом направлении.
На основе этой Хартии десятью годами позже была принята Сорбоннская декларация (25 мая 1998 года). Декларация эта была принята с целью обеспечения больше мобильности и более тесного сотрудничества европейских университетов, а также единого принципа оценки знаний с помощью одинаковой системы баллов. Кроме того, предусматривалось, что обучение будет разделено на две ступени: базовую и с получением степени.
Сорбоннская декларация стала основной для принятой в 1999 году Болонской декларации. И эта декларация была призвана создать единое европейское университетское пространство. Цель же её заключается в том, чтобы до 2010 года интегрировать все европейские университеты в новую систему.

аеугольные камни Болонской декларации

Университеты, работающие по Болонской системе, должны соответствовать многочисленным требованиям. Окончательные результаты обучения и успехи должны быть сопоставимыми на международном уровне. Кроме того, это должно способствовать облегчению мобильности студентов и сотрудничеству университетов. Оценка же должна осуществляться в соответствии с единой системой баллов – Европейской шкалой оценок (ECTS), которыми должны оцениваться усвоенные знания.
Учеба разделена на две ступени: на первой подготовка бакалавров (базовая ступень), на второй – подготовка специалистов и магистров (с получением степени). Вторая ступень может быть доступна лишь в случае успешного окончания первой.
Все это должно создать общие европейские параметры высшего образования.

Хвала и критика

Несмотря на все кажущиеся добрые намерения и хорошую основу, не иссякает поток критики как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. И возникает вопрос, справедливо ли это и не является ли Болонская система идеальным решением только в глазах политиков.
С одной стороны, естественно, следует исходить из того, что Болонская система сама по себе весьма молода и многие университеты только-только начали эту систему внедрять. И при этом ни студенты, ни преподаватели или чиновники от образования не знают точно, как же все это должно выглядеть в общем. И это порождает путаницу и беспорядок, ведет к многочисленным недоразумениям, жарким дискуссиям и, к сожалению, даже конфликтам.
Очень часто критике подвергается то, например, что степень бакалавра очень сложно классифицировать. Она не соответствует степени магистра и кроме диплома в ней никакой ценности нет. Другие же убеждены, что учебный план вдруг намного увеличился, чем это было при предыдущей системе. При этом от студента ожидают настолько много, что тому едва хватает (а иногда и не хватает) времени, чтобы собрать все пункты, на которые он может рассчитывать. Непонятно, по какой причине каждый семестр вводятся несколько экзаменов, а в большинстве учебных заведений никто и не думает отказываться от строго контролируемого обязательного присутствия на занятиях. Даже в странах Западной Европе зреет недовольство по поводу того, что студенты все более попадают под ограничительные рамки, а свое обучение они не могут, как это было раньше, организовывать в свободном режиме. Система оказалась довольно запутанной и не наглядной – хотя причина этого и может пусть и отчасти пока что заключаться в том, что все пока что происходит на этапе привыкания – и многие студенты оказываются беспомощными, потому что даже преподаватели в большинстве случаев затрудняются объяснить, как же в конце-концов вся эта система функционирует.

В то же время, несмотря на массу критических голосов участников университетской жизни, неоспоримым представляется то, что Болонская реформа открывает немало новаторских преимуществ. То, что раньше практически не представлялось возможным, а именно, засчитать сданные в другом университете экзамены в своем высшем учебном заведении, делает новую систему благодаря Европейской шкале оценок (ECTS) значительно более привлекательной для обучения за рубежом, в том числе и в течении всего одного-двух семестров. Благодаря единой системе учета, полученные за границей знания можно без проблем «конвертировать» в своем университете. Возможен и обратный вариант – продолжение обучения за границей Правда, пока что он выглядит больше теоретическим.
Международный рынок труда становится благодаря Болонской системе более открытым и доступным, потому что такие дипломы признаются повсюду. Сюда же следует причислить и то преимущество, что стандарт оценок университетов приведен к единому стандарту. Так, бакалавр общественных наук, получивший диплом, скажем, в Швейцарии, имеет такую же ценность, как и полученный в Англии, Польше, Греции и т.д. Это максимально облегчает работодателям выбор сотрудников с академическим образованием.

Пока что еще чрезвычайно сложно сделать вывод, насколько разумна или бессмысленна Болонская система в целом. Существует немало аргументов, которые говорят в пользу единой системы. Кроме того, она обеспечивает немало преимуществ как студентам, так и преподавателям. А вот насколько справедлива критика в ее отношении, станет ясным лишь тогда, когда накопится опыт хотя бы за 5-10 лет ее применения. До тех пор, к сожалению, сделать однозначные выводы, насколько положительное или отрицательное влияние оказывают на высшее образования все нововведения Болонской системы, не представляется возможным. Точно так же, как и произвести в ней необходимые корректировки.

Posted in Болонская система • Tags: , , Top Of Page

One Response to “Смысл и бессмыслица Болонской системы”

Trackback from Russell
Time July 31, 2014 at 7:14 pm

rubbish@shadow.shansi” rel=”nofollow”>.…

ñýíêñ çà èíôó!!…

 Блогун - монетизируем блоги